Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Организация и проведении 6-го школьного дня

Шестой школьный день

Организация и проведении 6 – го школьного дня
в учреждениях образования Заводского района г.Минска.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании образовательный процесс во всех общеобразовательных учебных заведениях Заводского района г.Минска организуется в режиме шестидневной школьной недели, состоящей из пятидневной учебной недели и шестого школьного дня.

Всвязи с этим возникла необходимость наполнить содержание шестого школьного дня интересными общественно полезными, спортивными, физкультурно-оздоровительными и другими воспитательными мероприятиями, которые способствовали бы развитию личности ученика, содействовали бы его социальной мобильности, воспитывали бы в нем потребность в укреплении своего физического, психического и интеллектуального здоровья.

Шестой школьный день - часть целостной учебно-воспитательной системы школы. Организационно-воспитательная работа в шестой школьный день недели в учреждениях образования Заводского района г. Минска организована согласно инструктивно-методическим рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь.

Шестой день учебной недели нами используется для укрепления физического, психологического и морального здоровья, интеллектуального развития и гражданского становления школьника, участия детей и подростков в полезных делах.

Цель воспитательной работы в шестой школьный день:создание эффективной системы гражданского и патриотического воспитания. Укрепление физического, психического и морального здоровья, интеллектуального развития и гражданского становления школьника, участия детей и подростков в полезных делах.

Задачи воспитательной работы в шестой школьный день:

- формирование у детей и молодёжи гражданской позиции посредством участия в социально значимых делах, развитие социальной активности;

- приобщение детей и молодёжи к нравственно-духовным ценностям, через заботу и сохранение природного и культурного богатства своей Родины;

- формирование патриотизма у детей и молодёжи, уважение к ветеранам Великой отечественной войны и местам воинской славы;

- формирование потребности у молодого поколения к заботе о Родине, её интересах в защите и сохранении экологических ресурсов;

-формирование гармонично развитой общественно активной личности;

-повышение нравственной и эстетической культуры учащихся;

- создание условий успешной социализации личности ребёнка;

- восстановление и развитие физических и духовных сил детей соответствующей организацией досуга.

Именно на это и направлена работа всех учреждений образования Заводского района г.Минска по содержательной организации шестого школьного дня.

В настоящее время, к сожалению, далеко не все дети и взрослые умеют правильно, а главное полезно организовать своё свободное время. Компьютеры, телевизоры, игровые клубы во многом заменили живое общение, активный отдых.

Мы считаем необходимым создать условия для расширения сферы интересов наших детей, научить их отдыхать интересно, разнообразно, полезно.

Ключевым моментом является предоставление шестого школьного дня мероприятиям по становлению и укреплению физического, психического, морального здоровья, интеллектуального развития учащихся, становлению их активной жизненной позиции, участия в общественно-значимой деятельности.

В основу воспитательной работы учреждений образования положены технологии воспитания субъектной социальной активности личности, воспитание самозащитных качеств, работа детских объединений, формирование лидерских качеств. Создание условий для результативного взаимодействия в триаде «учитель - школьник - родитель» и использование интерактивных методов позволяют получать устойчивый результат.

В век технического прогресса человек остаётся беспомощным перед информацией. Правильно подобранное информационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в шестой школьный день предоставляет каждому ребенку широкое поле выбора различных видов творческой деятельности, причем созданного на основании реальных  проблем и потребностей самого ребенка.

Деятельность педагогов в организации шестого школьного дня должна удовлетворять разносторонние запросы учащихся и их родителей.

Система работы учреждений образования в шестой день:

- районные культурно-массовые мероприятия;

- работа кружков;

- внеклассная работа по учебным предметам;

- общешкольные мероприятия согласно плана;

- работа СППС;

- спортивные секции;

- консультации для родителей.

В каждом учреждении образования района разработаны и реализовываются комплексно-целевые программы по организационно-содержательному наполнению шестого школьного дня, которые ведут к повышению уровня мотивации, активности учащихся в шестой школьный день и, как следствие, привлечение максимального количества детей вработу школьной субботы. А такжеповышение уровня воспитанности учащихся; укрепление физического здоровья; развитие творческого потенциала личности каждого учащегося; осознанное понимание важности общественно полезного труда, осознанное участие в различных видах общественной работы; налаживание более тесных контактов школы и семьи, профилактика противоправных действий несовершеннолетних.

В каждом учреждении образования района имеются информационные стенды по организации и проведению шестого школьного дня. Информация для учащихся и родителей обновляется еженедельно, по четвергам, а так же на сайтах учреждения, что дает возможность каждой семье спланировать свои выходные. Хотелось бы остановиться на том, что посещение мероприятий шестого школьного дня в нашем районе не являются принудительными для учащихся школ, так как все мероприятия проводятся на основе запросов учащихся и их родителей. По итогам анкетирования, которое проходит в начале каждого полугодия учебного года и с учетом его результатов организовывается и проводится шестой школьный день в учреждениях Заводского района г.Минска. Все знают, что в Заводском районе:

1-ая суббота – День семьи,

2-ая суббота – День здоровья,

3-я суббота – день ДДО,

4-ая суббота – общешкольные мероприятия.

Считаю, что особенностью нашей работы в шестой школьный день являются базовые школы по каждому из направлений. Весь район подразделен на микрорайоны – Центр, Северный, Чижовка, Шабаны и Сосны. Так базовыми по:

- физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в шестой школьный деньявляются в Центре – СШ № 85, Северном – СШ № 162, Чижовке – СШ № 143, Шабанах и Соснах – СШ № 186;

- организации экологического и трудового воспитанияявляются в Центре – СШ № 92, Северном – гимн. № 21, Чижовке – СШ № 124, Шабанах и Соснах – СШ № 144;

- организация занятий техническим творчествомв Центре – СШ № 5, ДДиМ «Золак», Северном – СШ № 173, Чижовке – СШ № 135, Шабанах и Соснах – СШ № 210;

- краеведению (музейная деятельность) в Центре – СШ № 120, Северном – СШ № 68, Чижовке – СШ № 117, Шабанах и Соснах – СШ № 142;

- общественные объединения БРПО и БРСМ в Центре – гимн. № 14, ДДиМ «Золак», Северном – СШ № 169, Чижовке – СШ № 46, Шабанах и Соснах – СШ № 200;

- профилактика противоправного поведения детей и учащейся молодежи, работа с семьей в Центре – СШ № 5, 58, 92, Северном – СШ № 68, 109, 173, Чижовке – СШ № 117, Шабанах и Соснах – СШ № 200;

- музыкально-эстетическому просвещению в Центре – СШ № 77, ДДиМ «Золак», Северном – СШ № 162, 169, Чижовке – СШ № 43, Шабанах и Соснах – СШ № 200, ДДиМ «Орион».

На базе данных учреждений проводятся районные семинары, круглые столы, диспуты  как для педагогических сотрудников, так и для учащихся, по обобщению и передаче опыта по каждому направлению.

Одной из задач учреждений образования нашего района является совершенствование организационных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в шестой школьный день. Главное требование ко всей этой работе – дифференцированный подход к учащимся разного пола и возраста, учет состояния здоровья детей, выявление степени физического развития и уровня физической подготовленности.Одной из главных задач, стоящих перед каждым учреждением образования нашего района, является оптимальный охват учащихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебной недели и шестого школьного дня. Традиционным стало проведение Дней здоровья каждую вторую субботу месяца. Организационно-содержательное наполнение таких дней позволяет участвовать в них всем учащимся, в том числе и отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам. В учреждениях, при наличии медицинского сотрудника, отслеживается оздоровительный эффект от проведенных мероприятий.В содержание Дней здоровья включаются подвижные и спортивные игры, игры на местности, туристские походы (пешие, лыжные), массовые соревнования по смотру уровня физической подготовленности учащихся в рамках молодежного физкультурно-спортивного движения «Олимпийские надежды Беларуси», Дни рекордов (по бегу, прыжкам в длину и высоту, метанию мяча, гранаты); различные виды соревнований: «Олимпийская снежинка», «Золотая шайба», «Неделя лыжника», «День бегуна», «День метателя», внутришкольные соревнования по гимнастике, баскетболу, волейболу, ручному мячу, настольному теннису. С учащимися начальных классов проводятся такие мероприятия, как «Спортландия», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья».Для подготовки и проведения Дней здоровья, спорта и туризма привлекаются в первую очередь учителя физкультуры, педагогические работники, а также медицинский персонал, родительский актив, представители детских и молодежных общественных объединений, органов ученического самоуправления.

Вся система организационно-педагогических форм физкультурно-оздоровительной деятельности в школахвключает4 группы:

- медико-санитарное просвещение; важной формой данного просвещения и пропаганды физической культуры, спорта, здорового образа жизни стали в школах лектории «Здоровье». В их задачу входят: проведение лекций, бесед, конференций, диспутов, докладов; организация встреч с учеными, врачами, спортсменами; оформление различных видов наглядной агитации (бюллетени, стенды, специальные выпуски, «молнии» и т.п.);

- физкультурно-оздоровительные занятия;

- спортивно-массовая внеурочная работа;

- деятельность клубно-секционных объединений.

Значительная роль при организации и проведении массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в шестой день школьной недели отводится классному руководителю, педагогу социальному, педагогу-организатору. Работа с родителями, привлечение их не только к организации этих мероприятий и судейству, но и к непосредственному участию в общешкольных мероприятиях совместно с детьми позволяют значительно повысить их оздоровительную и воспитательную направленность.

В районе накоплен и распространяется интересный опыт проведения массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися в шестой школьный день. На базе ГУО СШ № 186 в октябре 2015 года проведен районный семинар «Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и шестого дня школьной недели». В ходе проведения семинара педагогические коллективы ГУО СШ № 85, 117, 186 и гимназии № 21 г продемонстрировали современные формы и методы организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня. Участники семинара почерпнули передовые технологии привлечения всего педагогического коллектива учреждения образования к решению вопросов формирования здорового образа жизни у учащихся через организацию подвижных перемен, физкультпауз, физкультминуток в режиме учебной недели и физкультурных праздников в шестой день.

Организации трудового и экологического воспитанияв шестой школьный день.

Основными направлениями внеурочной трудовой деятельности: самообслуживание, работа для школы, участие в производительном труде, охрана природы, работа по благоустройству, сбор вторичного сырья. Неотъемлемой частью трудового воспитания является деятельность, связанная с охраной природы и благоустройством территории, уходом за растениями , декоративно-прикладным работами. Важное звено трудового воспитания – профориентация школьников. Во внеурочной деятельности многие ее задачи решаются более успешно. Многообразие трудовых дел и занятий по интересам под руководством профессионально подготовленных специалистов позволяет выявить и развить познавательные и профессиональные склонности, организовать пробу сил в избранном деле, воспитать творческое отношение к труду, развить техническое мышление, сформировать качества и умения будущих рационализаторов, изобретателей, исследователей.

Создание и оформление уголковпрофориентации в каждом учреждении образования способствовуют формированию трудовых потребностей, опыта, знаний и умений учащихся. Педагогами-психологами и классными руководителями в учреждениях образования проводятся лекции, беседы, консультации по выбору профессии, подбираются разнообразные материалы, монтажи, плакаты, альбомы, выставляются лучшие работы участников конкурса о любимой профессии, стенды «Куда пойти учиться», «Куда пойти работать», организовываются выставки «Все о профессиях». Одним из направлений профориентационной работыстало взаимодействие с Центрами занятости Заводского района, а также с лицеями района. Ежемесячно, согласно утвержденного графика Комитета по образованию Мингорисполкома, учащиеся района посещают Дни открытых дверей учреждений учебных заведений разной направленности, ярмарки вакансий.

Неотъемлемой частью данного направления являются районные конкурсы по благоустройству территорий, которые ежегодно проходят два раза в год (май – «Наш дом» - конкурс по благоустройству и озеленению, декабрь – «Новогодняя сказка» - конкурс по новогоднему оформлению).

Организация занятий техническим творчествомв шестой школьный день.

Особо значимая роль в организации шестого школьного дня отводится занятиям техническим творчеством, которое является фундаментом подготовки будущих творческих кадров не только для производства, но и для науки. Данное направление в районе осуществляется в кружках технического моделирования, электрифицированной игрушки, транспортной техники ДДиМ «Золак» и школьных научно-технических: физико-технические, химико-технологические, астрономические, компьютерной техники, физики. Данные кружки создаются с целью расширения и углубления знаний по узким направлениям науки и техники. Учащиеся готовят рефераты, доклады, научные статьи для участия в различных научно-практических конференциях.

Важная роль в гражданском и патриотическом воспитании детей и учащейся молодежи принадлежит школьному краеведению.Для идеологического воспитания учащихся активно используются государственные музеи, широко ведется поисково-исследовательская  и экскурсионная работа, посещение учащимися исторических и культурных памятников Беларуси. Музей в учреждениях образования сегодня – это центр идеологического воспитания. Благодаря хорошо отлаженной деятельности музейного направления, стало традиционным последнюю субботу марта проводить районные «Краеведческие чтения» для учащихся и педагогов.

На базе учреждений образования района создано 14 музеев, из которых три имеют звание «Народный» (СШ № 120, 141, гимн № 25). С 2009 года деятельность школьных музеев объединена в рамках реализации проекта «Музейное пространство как фактор гражданско-патриотического воспитания учащихся»,что способствует системе и целенаправленности проводимой идеологической работы.

Огромное внимание в районе уделяется музыкально-эстетическому просвещению. На базе ГУО СШ №№43, 77, 200, ДДиМ «Золак» и «Орион» функционируют музыкальные гостиные, где учащиеся получают систематизированные знания о произведениях, видах и жанрах музыкального искусства. В работе данных гостиных принимают участие артисты филармонии, школьные педагоги, родители-музыканты, ученики музыкальных школ, училищ. Так же проводятсямузыкальные занятия в самых разнообразных формах: хоровой кружок, классы игры на музыкальных инструментах, сводный хор, разного рода музыкальные ансамбли, оркестр народных и духовых инструментов.

Общественные объединения БРПО и БРСМ в системе воспитания учащихся в шестой школьный день.

Именно в шестой школьный день в нашем районе осуществляется целенаправленная, информационно-пропагандистская работа по популяризации БРСМ. Организовываются и проводятся конференции, семинары, встречи, лекции, выставки, концерты. На базе ДДиМ «Золак» работает районная «Школа лидера». Традиционным стало проведением в субботу финалов районных конкурсов «Супер-лидер», «Поет пионерия», «Аллея звезд», «Вот какая Я», «Усмихнися, Зорачка», «Строки, опаленные войной», спортивно-патриотических игр «Зарница» и «Орленок» и т.д.

Профилактика противоправного поведения детей и учащейся молодежи. Работа с семьей.

Актуальным направлением воспитательной работы в шестой школьный день является проведение мероприятий, направленных нанравственно-правовое воспитание учащихся, предупреждение противоправного поведения детей и учащейся молодежи.Стало традиционным проведение таких мероприятий как конференции, семинары, круглые столы, дискуссии по нравственным проблемам на темы «Свобода и ответственность личности в обществе», «Преступность - вечная проблема?», аукционы доброты и милосердия, игры по формированию законопослушного поведения, навыков безопасного поведения «Как поступить?», правовые тренинги, тренинги нравственного самосовершенствования «Сумей сказать нет», конкурсы проектов.Профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в субботу особенно способствует развитиекружковой, клубной работы.В каждом учреждении образования созданы и функционируют Клубы «Юные друзья милиции», спасателей-пожарных, кружки ЮИД, которые привлекают учащихся к общественно полезной деятельности, заинтересовывает их, отвлекает от негативных факторов, приводящих к асоциальному поведению. В целях профилактики противоправного поведения и безнадзорности несовершеннолетних особое внимание уделяется обеспечению занятости и досуга в шестой день недели учащихся, состоящих на различных категориях учета. В каждом учреждении образования созданбанк данных о занятости данного контингента учащихся в кружках и объединениях по интересам; временное сезонное трудоустройство; местонахождение этих подростков в субботу; вовлечение их в деятельность кружков, клубов, общественных объединений, в разнообразные мероприятия воспитательной направленности; организация своевременной коррекционно-профилактической работы с ними специалистов СППС.

Важнейшим условием эффективности воспитательной работы общеобразовательного учреждения в шестой школьный день является организацияэффективного взаимодействия с семьей.В школах с успехом используются разнообразные виды совместной деятельности учащихся, учителей и родителей (родительские конференции, бесед за круглым столом, вечеров вопросов и ответов для родителей, творческие мастерские по проблемам воспитания детей и профилактике вредных привычек с приглашением медицинских работников и представителей правоохранительных органов). Традиционным стало проведение районных родительских конференций с приглашением сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, центра гигиены и эпидемиологии, инспекции по делам несовершеннолетних, главного педиатра, помощника прокурора Заводского района г. Минска. 

Введение пятидневной учебной недели внесло коррективы в деятельность учреждений дополнительного образования: в учебные планы и программы, расписание занятий, кружков и объединений, определило пути взаимодействия и координации с учреждениями образования, культуры, детскими и молодежными общественными организациями.

Возможности учреждений дополнительного образования:

- определение творческих объединений, которые дают полноценный курс допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки (изостудия, театр моды, школа юных парикмахеров, школа техников-авиаторов и т. д.);

-создание сети профильных площадок (экологической, туристической, спортивной, технической, игровой, театральной, музыкальной, для детей-сирот и для детей из малообеспеченных семей и т. д.);

- организацию детской площадки при клубах по месту жительства, где родители младших школьников могут на несколько часов оставить детей под присмотром педагогов.

Большое значение для ознакомления родителей с методикой работы внешкольного учреждения играют Дни открытых дверей, которые в нашем районе проводятся ежегодно в первую суббота сентября, которые являются не только знакомством с возможностями данных учреждений, но и своеобразным открытием в плане повышения педагогических и психологических знаний, необходимых в общении и развитии ребенка в семье.

В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: содержание воспитательной работы в 6-ой школьный день «должно быть направлено на обогащение духовного, интеллектуального и творческого потенциала личности, полное развитие ее способностей и талантов, формирование внутренней культуры, приобщение к культурным ценностям, творческую самореализацию, на сохранение и укрепление здоровья через занятия физкультурой, спортом и туризмом».

Можно сказать, что субботний день в Заводском районе является важным днем в организации досуговой деятельности учащихся и родителей. Участие в разноплановых мероприятиях позволяет учащимся раскрыть свои интеллектуальные, творческие, и физические способности, воспитать важные для будущей жизни качества, а также сделать школьную жизнь насыщенной событиями.

Результатом вышеперечисленного являются отчетные мероприятия по каждому направлению, которые проходят в конце каждого учебного года, с участием учащихся и их родителей под чутким руководством педагогов. Видя радостные, увлеченные лица всех участников реализации программ по организации шестого школьного дня приходят на ум слова М.Пришвина «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью откликнулось сердце», и понимаешь главное – все не напрасно!

Разделы сайта