ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Учебная программа по учебному предмету

«Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)»

для VІІІ – ІХ класcов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Учебный предмет «Иностранный язык» выполняет важную роль в
формировании поликультурной личности, способной использовать
изучаемый язык в разнообразных ситуациях межкультурной
коммуникации. Его содержание способствует повышению уровня
гуманитарного образования учащихся посредством приобщения к
духовному богатству других народов, формированию готовности к
взаимопониманию, воспитанию в духе толерантности, развитию
способности передавать в процессе иноязычного общения собственные
мысли и чувства.
     Изучение иностранного языка как средства общения в контексте
диалога национальных культур в сочетании с овладением навыками и
умениями самообразовательной и познавательной деятельности на нем обуславливает высокую академическую, общеинтеллектуальную, культурологическую и практическую значимость предмета.

     Цели и содержание обучения иностранным языкам ориентированы на
соизучение языков и культур. Иностранный язык выступает как средство
формирования и воспитания морально ответственной личности, как
средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной
культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней
представителей других языковых сообществ.

Цели обучения иностранному языку

     Стратегический целевой ориентир обучения иностранным языкам —
формирование поликультурной личности учащихся путем использования
потенциала учебного предмета для социализации подрастающего
поколения, появления у него гуманистических ценностных ориентаций,
обогащения духовного мира в процессе овладения иноязычной
коммуникативной компетенцией.

     Образовательные цели — овладение основными видами речевой
деятельности (восприятие и понимание иноязычной речи на слух,
говорение, чтение, письмо и письменная речь) и формирование
соответствующих языковых знаний, речевых навыков и умений;
обогащение языкового, речевого и личностного опыта учащихся
посредством расширения кругозора и на основе усвоения
культуроведческих и лингвострановедческих реалий.
Реализация образовательных целей направлена на практическое
овладение иностранным языком как средством общения в единстве его
когнитивной, коммуникативной и экспрессивной функций; на формирование умений самостоятельной работы с иноязычным материалом.

     Развивающие цели — когнитивное, коммуникативное и эмоциональное развитие учащихся посредством овладения способами формирования и формулирования мысли на иностранном языке, укрепления лингвистического компонента гуманитарного мышления, обогащения эмоционально-чувственной сферы личности, формирования языковой способности в единстве речепорождения и речевосприятия.

     Развивающие цели реализуются посредством развития и совершенствования речевых механизмов и способностей, обеспечивающих восприятие и передачу информации с помощью языковых средств изучаемого иностранного языка на основе приобретенных знаний, навыков и умений.

     Воспитательные цели — социализация личности посредством обеспечения готовности к межкультурной коммуникации, обогащения духовного мира учащихся, воспитания у них культуры мышления и речевого поведения; формирование гуманистических ценностных
ориентаций.

     Реализация воспитательных целей способствует эффективной
адаптации личности к иной социальной среде, обеспечивая самоконтроль
и адекватную самооценку.
     Цели обучения иностранным языкам достигаются в процессе
формирования у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции в
единстве ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной,
компенсаторной, учебно-познавательной).
     Коммуникативная компетенция — владение совокупностью
речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, а также
компенсаторными и учебно-познавательными умениями, позволяющими
выпускнику учреждения общего среднего образования осуществлять
межкультурную коммуникацию и решать стоящие перед ним
коммуникативные, образовательные, познавательные и иные задачи.
Речевая компетенция — совокупность навыков и умений речевой
деятельности (говорение, восприятие речи на слух, чтение и письменная
речь), знание норм речевого поведения; приобретение на этой основе
опыта их использования для построения логичного и связного по форме и
содержанию собственного высказывания, а также для понимания и
интерпретации высказываний других людей.
Языковая компетенция — совокупность знаний о правилах
функционирования языковых (фонетических, орфографических,

лексических и грамматических) средств в речи и навыков их исполь-
зования в коммуникативных целях.

Социокультурная компетенция — совокупность знаний о на-
ционально-культурной специфике стран изучаемого языка, умений

строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой
спецификой, умений представлять на этой основе свою страну и ее

культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
Компенсаторная компетенция — совокупность умений использовать
дополнительные вербальные средства и невербальные способы решения
коммуникативных задач в условиях дефицита имеющихся языковых
средств.
Учебно-познавательная компетенция — совокупность общих и
специальных учебных умений, необходимых для осуществления
самостоятельной деятельности по овладению иностранным языком, опыт
их использования.
Достижению целей обучения должны способствовать все формы
образовательного процесса.

Общие требования к содержанию обучения

Содержание языкового образования представляет собой единство
предметного и эмоционально-ценностного компонентов. Овладение
предметным и эмоционально-ценностным компонентами содержания
образования в их единстве предполагает приобретение опыта,
необходимого в межкультурной коммуникации.
Эмоционально-ценностный компонент содержания языкового
образования включает совокупность отношений личности к мировому
языковому и культурному наследию, а также к процессу овладения им в
целях личностного роста. Данный компонент обеспечивает приобретение
опыта иноязычного общения путем рефлексии, самопознания,
самоопределения. Процесс овладения иностранным языком приобретает
для учащегося личностный смысл.
Предметное содержание языкового образования включает:
• сферы общения и предметно-тематическое содержание речи;
• виды речевой деятельности и языковой материал;
• социокультурные знания: культуроведческие, страноведческие и
лингвострановедческие;
• компенсаторные и учебно-познавательные умения и навыки
самостоятельной работы с иноязычным материалом;
• овладение иностранным языком как средством общения, образования
и самообразования.

Предметный компонент содержания обеспечивает владение ино-
странным языком как средством межкультурного общения.

Содержание языкового образования в единстве его лингвистического и
экстралингвистического компонентов формируется с учетом
психологических и психолингвистических особенностей процесса
овладения иностранным языком.

Отбор содержания учебного материала, подлежащего усвоению.
осуществляется на основе следующих методологических ориентиров:
• направленность педагогического процесса на подготовку к
межкультурному общению;
• всесторонний учет взаимосвязей: язык—мышление—культура;
• предъявление ценностей познаваемой культуры в диалоге с родной;
• интеграция языкового, социокультурного, аксиологического
компонентов содержания обучения;
• аутентичность и ценностная значимость иноязычных материалов;
• соответствие учебного материала современным разговорным нормам
изучаемого языка.
Структурирование учебного материала осуществляется на основе
следующих требований:
• непрерывное концентрическое предъявление и накопление знаний;
• поэтапное формирование навыков и умений;
• преемственность этапов процесса овладения иностранным языком;
• постоянная опора на языковой, речевой и личностный субъектный
опыт учащихся;
• сопряженность в овладении речью и системой языка;
• учет возможностей для формирования умений самостоятельной
работы с иноязычными информационными источниками в
самообразовательных целях.

Реализация содержания языкового образования предполагает по-
следовательный учет основных положений коммуникативно-ориен-
тированного обучения:

• моделирование ситуаций общения, стимулирующих учащихся к
решению коммуникативных задач в процессе изучения иностранного
языка;
• ситуативно обусловленное овладение лексикой и грамматикой
изучаемого языка;
• использование коммуникативно-ориентированных заданий на основе
имитационного, игрового и свободного общения;
• активное вовлечение учащихся в процесс общения в качестве
речевых партнеров;

• осуществление образовательного процесса в условиях, при-
ближенных к реальному общению;

• создание мотивационной готовности и потребности учащихся в
восприятии и усвоении учебного материала в условиях, приближенных к
реальному общению.
Сферы общения и предметно-тематическое содержание речи

Социально-бытовая сфера. Национальная кухня. Деньги.
Межличностные отношения. Здоровый образ жизни. Мир моды.
Учебно-трудовая сфера. Школьные традиции. Учеба.
Социально-культурная сфера. Литература. Кино. Музыка. Современные
средства коммуникации. Культурный досуг.
Социально-познавательная сфера. Обычаи и традиции Республики
Беларусь и стран изучаемого языка. Погода и климат.

Речевые умения

Восприятие и понимание речи на слух — умения понимать иноязычную
речь в процессе непосредственного общения с собеседником, умения
понимать разножанровые аудио- и видеотексты с разной полнотой и
точностью проникновения в их содержание.
Говорение — умение осуществлять диалогическое, монологическое и
полилогическое общение в соответствии с целями, задачами и условиями
коммуникации, с соблюдением норм речевого и неречевого этикета.
Чтение — умения читать и понимать разножанровые тексты с разной
полнотой и точностью проникновения в их содержание в зависимости от
вида чтения и дальнейшего использования информации.

Письменная речь — умение продуцировать различные виды пись-
менных текстов в соответствии с нормами, принятыми в странах из-
учаемого языка, с учетом коммуникативных задач и адресата.

Языковые знания и навыки

Знания о системе изучаемого языка, правилах функционирования
языковых средств (фонетических, лексических, грамматических) в речи и
навыки их использования в коммуникативных целях.
Социокультурные знания и умения

Знание социокультурного контекста своей страны и стран изучаемого
языка, умения строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии
с его спецификой, представлять свою страну и ее культуру в условиях
иноязычного межкультурного общения.

Компенсаторные умения

Умения использовать различные вербальные и невербальные средства
для компенсации пробелов в коммуникации в условиях дефицита
языковых средств, недостатка речевого и социального опыта.

Учебно-познавательные умения

Общие и специальные учебные умения, необходимые для осущест-
вления самостоятельной познавательной деятельности по овладению

иноязычным общением и культурой стран изучаемого языка.

* * *

Содержание обучения представлено в учебной программе через

предметно-тематическое содержание общения, требования к прак-
тическому владению видами речевой деятельности, языковой материал

(фонетика, лексика, грамматика) для каждого класса.
В предметно-тематическом содержании общения обозначены
коммуникативные задачи для учреждений общего среднего образования,
в которых на изучение иностранного языка предусмотрено 105 часов в год —
прямым шрифтом, а для учреждений общего среднего образования, в которых
на изучение иностранного языка предусмотрено 175 часов в год — прямым
шрифтом и курсивом.
Требования к практическому владению видами речевой деятельности
— длительность звучания текста, количество реплик на каждого
собеседника в диалогической речи, объем высказывания в
монологической речи, объем текста для чтения, объем текста для
письменной речи — задают основные параметры для всех видов речевой
деятельности. Данные параметры, а также объем продуктивного
и рецептивного лексического минимума представлены для разных типов
учреждений общего среднего образования в соответствии с количеством
учебных часов, отведенных на изучение предмета. Например: длительность
звучания текста 1—1,5 минуты; продуктивный минимум: 210—250
лексических единиц; рецептивный минимум: 120—180 лексических
единиц; общий объем продуктивной лексики: 610—650 лексических
единиц; общий объем рецептивной лексики: 240—300 лексических
единиц.
Грамматический материал, подлежащий изучению, одинаков для всех
видов учреждений общего среднего образования. Требования к владению
грамматическим материалом отличаются объемом его продуктивного
усвоения. Грамматические явления для рецептивного усвоения,
отмеченные звездочкой (*), в гимназиях должны быть освоены на
продуктивном уровне.
Факультативные занятия в учреждениях общего среднего образования
рекомендуется проводить в соответствии с учебными программами,
утвержденными в установленном порядке.


Новости управления

30.04.2020

«Законы безопасности»

Подробнее...
21.04.2020

Онлайн-конкурс в инстаграмме

Подробнее...
15.04.2020

Дистанционный кружок

Подробнее...
15.04.2020

«Мы рядом. Время дарить тепло»

Подробнее...
23.03.2020

Информация по заседаниям районных методических объединений.

Подробнее...

 

Объявления

Война глазами солдата
ГУО "Средняя школа №131 г.Минска"
"Заводской район, опалённый войной" 

Министерство Внутренних Дел. Подростки ТВ.

***

Конкурс видео Заводской район:


Начальная школа №39

Специальная общеобразовательная школа №18
Гимназия №25
Средняя школа №162
Средняя школа №120
12.05.2020

Чествование ветеранов Великой Отечественной войны в Заводском районе г.Минска

Подробнее...
12.05.2020

Участие первичных профсоюзных организаций в мероприятиях, посвященных Дню Победы

Подробнее...
25.03.2020

Интервью Волковой Л.Л., делегата VIII Съезда Федерации профсоюзов Беларуси, председателя Минской городской организации Профсоюза работников образования и науки

Подробнее...
18.03.2020

VIII СЪЕЗД ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ НА VIII СЪЕЗДЕ ФПБ

Подробнее...
13.03.2020

Турнир по боулингу

Подробнее...

 

26.05.2020

Заседание координационного совета

Заседание координационного совета по проблемам сетевого методического взаимодействия учреждений образования «Нормативное правовое обеспечение деятельности ресурсных центров»

Подробнее...

25.05.2020

Репетиция ЦТ в режиме on-line

С 19 мая 2020 года на сайте УО «Республиканский институт контроля знаний» доступна услуга по прохождению третьего этапа репетиционного тестирования 2020 года в режиме on-line.

Подробнее...

22.05.2020

Минская городская Лига молодых избирателей подводит итоги работы в 2019/2020 учебном году

По сложившейся традиции в конце учебного года Минская городская Лига молодых избирателей подводит итоги работы клубов.

Подробнее...

22.05.2020

Республиканский онлайн-квест «По следам Победы!»

19 мая 2020 года состоялся финал Республиканского онлайн-квеста «По следам Победы!».

Подробнее...

 

25.05.2020

Летом будут работать 27 студенческих педагогических отрядов БГПУ

В составе отрядов более 350 человек

Подробнее...

25.05.2020

IV Республиканский конкурс WorldSkils Belarus-2020 пройдет 15-18 сентября

На заседании республиканского оргкомитета рассмотрели вопросы о переносе конкурсных мероприятий

Подробнее...

25.05.2020

Определены резервные дни проведения ЦТ

Министерством образования утвержден график проведения централизованного тестирования в резервные дни

Подробнее...

22.05.2020

Министр образования И.В. Карпенко посещает учреждения образования г. Воложина

В центре внимания – завершение учебного года и подготовка к выпускным экзаменам

Подробнее...

 



  • Cougar

    Cougar

  • Lions

    Lions

  • Snowalker

    Snowalker

  • Howling

    Howling

  • Sunbathing

    Sunbathing

 

Вверх