Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Формы методической работы

Формы методической работы

Семинар

Семинар – форма групповых занятий, проходящая при активном участии обучаемых. Отличительными признаками семинара являются обязательная самообразовательная деятельность слушателей и коллективное обсуждение ее результатов.

Результативность семинара требует особых организационных мер при его подготовке и проведении:

  • выделение специального времени для подготовки слушателей к занятию (7 – 10) дней;
  • информирование слушателей о специальной литературе по рассматриваемым вопросам;
  • тщательный отбор вопросов для обсуждения.

Требования к вопросам, выносимым на занятие:

  • опора на внутреннюю логику изучаемого предмета;
  • учет потребности аудитории;
  • проблемность;
  • разнообразие по содержанию;
  • немногочисленность (не более 4-5);
  • достаточно широкий характер.

Вопросы для обсуждения предлагаются обычно заранее, чтобы слушатели имели достаточно времени для самоподготовки. Функция семинара – закрепление, углубление, расширение, систематизация и обобщение знаний, поэтому семинар обычно предваряется лекцией.

Практикум

Практикум – вид учебной работы, основанный на применении имеющихся знаний на практике. На первый план здесь выдвигается развитие умений пользоваться теорией на практике, связанных, однако, с постоянным приобретением новых теоретических сведений и углублением имеющихся. Во время занятий происходит также освоение практики преподавания путем обмена опытом между педагогами.

Практическое занятие, как правило, включает этапы: организационный, постановку цели, актуализацию знаний, инструктаж, деятельность, нацеленную на практику работы и подведение итогов.

Наиболее употребительной формой организации деятельности слушателей во время практических занятий является групповая работа. Виды практических занятий: тренинг, организационно-деятельностная игра, анализ педагогических ситуаций и т. д.

Методический практикум – система практических работ слушателей по совершенствованию методического мастерства. Отличительной чертой методического практикума является его четко осознанная методическая направленность.

Целесообразно провести предварительную подготовку участников, включающую обсуждение и уточнение целей, плана практических работ, выдвижение и инструктаж старших групп, обеспечение участников учебным материалом.

Организационные формы методического практикума: методический диалог, деловая игра, педагогический ринг, тренинг и т. п.

Структура методического практикума:

  • введение участников в методическую проблему, обоснование актуальности данной проблемы;
  • практическая работа;
  • защита выполненной работы;
  • выработка методических рекомендаций.

Научно-практические конференции и педагогические чтения – формы выявления и обобщения лучшего практического опыта. Данные формы методической работы являются своеобразным подведением итогов работы школы или отдельных педагогов над актуальными педагогическими проблемами. Представленные доклады обязательно обсуждаются.

Фестиваль педагогических идей, калейдоскоп уроков – знакомство широкого круга учителей с интересными  педагогическими находками коллег.

Круглый стол – обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения детей; встречи с интересными людьми, знакомство с новыми исследованиями и опытом коллег; сопоставление своего мнения с мнением коллег и т. п. Для того, чтобы круглые столы проходили результативно необходимо заранее разослать буклеты с тематикой встреч и предлагаемыми вопросами для обсуждения. Участники обеспечиваются методическими материалами, нормативными документами и т. д.

Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования. Эта форма широко применяется руководителями школ, опытными учителями в работе с молодыми учителями, стажерами, а также с учителями, испытывающими затруднения в решении педагогических проблем. Здесь особенно важен педагогический такт, уважение к учителю в сочетании с высокой принципиальностью. Большую роль в такой работе играет хорошее знание личностных качеств учителя, а также умение наставников анализировать ход и результаты деятельности учителей, формулировать на основе анализа конкретные рекомендации.

Методические выставки, бюллетени. Методическая работа требует наглядности, поэтому в связи с единой методической темой школы организуется методические выставки, выпускаются методические бюллетени с информацией о ценных методических приемах, находках и т. п. Таким образом, творческие педагогические находки одного учителя оперативно могут стать достоянием его коллег.

Открытые уроки и внеурочные мероприятия

Практически все формы методической работы так или иначе связаны показом практических умений учителя перед коллегами. Предназначение открытых уроков: показ отработанной учителем методики, дающей высокий конечный результат или показ урока-эксперимента, когда новая методика-прием только создается, когда у учителя есть исследовательская задача и предполагаемые способы решения (гипотеза), но конечный результат не очевиден и необходимо экспертное мнение коллег. Открытый урок – это всегда показ нового педагогического открытия. При ином подходе происходит девальвация открытых уроков.

Целесообразно открытый урок проводить следующим образом:

  • До начала урока учитель рассказывает проект будущего урока: его место в теме, разделе, курсе; раскрывает идею опыта, задачи обучения, воспитания, развития; рассказывает о путях и средствах решения поставленных задач; дает характеристику реальных возможностей класса, т. е. знакомит гостей со своей творческой лабораторией, включает их в осознанный процесс анализа проекта урока. В этом случае коллеги присутствуют уже  не как наблюдатели, а как соучастники процесса.
  • По окончании урока – самоанализ: что удалось, что нет и почему; как использовались запасные методические ходы.
  • Коллеги, компетентность которых значительно возросла благодаря проведенной предварительной работе, высказывают свое мнение; дают рекомендации по дальнейшему развитию опыта.

Реально проведенный урок может оказаться как лучше, так и хуже своего проекта, может быть проведен и по совершенно новому, экспромтом возникшему варианту. Во всех этих случаях анализ обогащает и автора урока, и его коллег. Это активная форма методического обучения, активного распространения педагогического опыта, что существенно повышает эффективность методической работы. 

Методика «Мозаика»

  • применяется на семинарских занятиях просмотр видеозаписей фрагментов уроков по заданной   тематике с применением различных технологий и форм работы с последующим анализом и выработкой рекомендаций по их применению.
  • позволяет сократить затраты времени на достижение конечного результата, стимулирует познавательную деятельность учителей, позволяет включить в работу большее количество участников.

Методика «Продленная конференция»

  • при подготовке к проведению открытого урока учитель обсуждает с членами МО всю технологию проведения  урока; после проведения открытого урока продолжается обсуждение эффективности полученных результатов.
  • в основном применяется при работе с молодыми специалистами и учителями второй категории, поскольку они получают помощь при подготовке к уроку, его проведению и последующему анализу.

Методика «Парный или интегрированный урок»

  • разрабатывается на цикловых МО, включающих учителей смежных дисциплин, например на цикловом МО учителей биологии, химии, географии. Такие уроки позволяют избежать дублирования излагаемого материала, выработать общие методические приемы его изложения, расширить кругозор учащихся по конкретной теме, а также активизируют работу самих учителей.

Лаборатория  «Информационные технологии»

  • работа творческих групп по проблемам;
  • использование информационных технологий в учебном  процессе;
  • формирование гражданской позиции младших школьников.

Ярмарка педагогических идей

  • активизирует методическую работу учителей, так как каждый учитель хочет, чтобы его идея была признана лучшей. Таким образом, проявляется дух соревнования. Учителя, в основном молодые, учатся вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, слушать критически относиться к себе и своим коллегам.

Разработка методического портфеля

  • позволяет учителю систематизировать свою методическую работу за год, выбрать наиболее удачные методические приемы и обобщить их в виде методических разработок. 

Разделы сайта