Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Деятельность МО классных руководителей

В помощь руководителям школьных МО

Деятельность МО классных руководителей

В системе повышения квалификации педагогов, ведущих организационно-воспитательную работу с классом, важное место принадлежит школьному методическому объединению классных руководителей. Это объединение призвано помочь педагогу повысить теоретический уровень, овладеть новыми, более совершенными методами и приемами воспитания  и развития школьников, опытом работы лучших классных руководителей, систематически знакомиться с достижениями науки, с педагогической и научно-популярной литературой.

Методическое объединение классных руководителей – основное научно-структурное подразделение образовательного учреждения, осуществляющее методическую, экспериментальную и исследовательскую работу по воспитанию и развитию учащихся. Оно создается для решения определенной части задач, возложенных на учебное заведение:

  • удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
  • повышение педагогической квалификации классных руководителей;
  • организация и проведение на высоком профессиональном уровне воспитательной, методической и экспериментальной работы;
  • совершенствование методики проведения воспитательных мероприятий;
  • проведения педагогических экспериментов.

Возглавляет методическое объединение председатель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных классных руководителей по согласованию с членами МО.

Умение руководителя МО хорошо организовать свою управленческую деятельность и воспитательную деятельность классных руководителей с учетом изменений в содержании и технологии воспитательного процесса помогает найти оптимальные способы построения своей работы и добиться высоких результатов в управлении.

Организационно-педагогическая деятельность руководителя МО классных руководителей определяется планом работы.

Осуществление дифференцированного подхода к организации работы методического объединения позволяет учитывать индивидуальные особенности классных руководителей посредством их группировки и организации различного обучения как по содержанию, объему, сложности, так и по  формам, методам и приемам.  Главными задачами при этом могут быть:

  • формирование у детей представлений об образе жизни, достойной человека;
  • формирование основных принципов социальных норм общежития;
  • воспитание ценностного отношения к природе – дому, в котором живет человечество;
  • создание комфортной среды общения;
  • создание условий для развития педагогического мастерства, совершенствования системы работы каждого классного руководителя;
  • овладение классными руководителями новыми технологиями воспитания;
  • знакомство с достижениями педагогической науки, нормативными документами и актами.

Опыт подтверждает целесообразность такой организации работы методического объединения, при которой по обсуждаемой проблеме:

  • заслушивается общетеоретическая лекция;
  • организуются выступления из опыта работы;
  • посещаются внеклассные мероприятия по ознакомлению с передовым опытом практического решения данной проблемы;
  • осуществляется широкий обмен мнениями по определению передовых методов и приемов работы;
  • все члены методического объединения изучают соответствующую литературу и выполняют практические задания.

Эффективность работы методического объединения, интерес к нему классных руководителей может быть обеспечен лишь при условии использования разнообразных форм работы.

Широко используются такие формы проведения заседаний МО, как: круглые столы, деловые игры, педагогические консилиумы, творческие мастерские, решение педагогических задач, школа передового опыта, школы начинающего классного руководителя, презентация опыта, проблемная школа и др. При этом формы проведения подбираются так, чтобы классный руководитель мог получить не только теоретические знания, но и практические советы, рекомендации, навыки.

В целях развития профессионального мастерства, выявления и распространения опыта классных руководителей в школах проводятся конкурс « Лучший классный руководитель школы»,  конкурсы на лучшие методические разработки по различным направлениям воспитательной работы, творческие отчеты, презентации, методические недели, которые включают в себя:

  • открытые классные часы;
  • творческие дела по различным технологиям воспитательной работы;
  • презентации книг по теории, практике и методике воспитательной работы;
  • смотр творческих лабораторий классных руководителей.

Правовую основу деятельности МО в школе составляет Положение о методическом объединении классных руководителей.

Примерное положение о методическом объединении классных руководителей

  1. Общие положения
    1. Методическое объединение классных руководителей – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы.
    2. Методическое объединение создается при наличии не менее трех классных руководителей.
    3. Руководство работой методического объединения классных руководителей осуществляет руководитель, а в его отсутствие – секретарь.
    4. Общий контроль за работой методического объединения осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
    5. Вся деятельность методического объединения классных руководителей осуществляется на основе педагогического анализа, планирования работы как на текущий год,, так и на перспективу в соответствии с программой развития школы.
  2. Основные задачи
    1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
    2. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.
    3. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
    4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных руководителей.
    5. Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей.
    6. Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов.
  3. Содержание и основные направления деятельности
    1. Проводит проблемный анализ результатов воспитательного процесса.
    2. Вносит предложения по изменению содержания и структуры внеклассной и внеурочной воспитательной работы в школе, по корректировке требований к минимальному объему и содержанию организационно-воспитательной работы с классом.
    3. Вносит предложения по организации и содержанию аттестации педагогов, ведущих организационно-воспитательную работу с классом.
    4. Принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь классным руководителям, учителям, организует их разработку.
    5. Разрабатывает методические рекомендации для учащихся и их родителей в целях наилучшей организации учебной и воспитательной деятельности классного коллектива, воспитания культуры умственного труда, соблюдения этических и нравственных норм поведения, режима труда и отдыха.
    6. Организует работу методических семинаров для начинающих, малоопытных классных руководителей.
    7. Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов.
    8. Координирует воспитательную деятельность классных руководителей и организует их взаимодействие в педагогическом процессе.
    9. Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся.
    10. Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, активных форм и методов воспитательной работы.
    11. Обсуждает социально-педагогические программы классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей, материалы аттестации классных руководителей.
    12. Разрабатывает функциональные обязанности классных руководителей и выносит на обсуждение всего педагогического коллектива школы.
    13. Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей.

Функциональные обязанности руководителя методического объединения классных руководителей(примерные)

Руководитель методического объединения классных руководителей:

а) отвечает:

  • за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности методического объединения;
  • за пополнение «методической копилки классного руководителя»;
  • за своевременное составление документации о работе объединения и проведённых мероприятиях;

б) совместно с заместителем директора по воспитательной работе

  • за соблюдение принципов организации воспитательной работы;
  • за выполнение классными руководителями их функциональных обязанностей;
  • за повышение научно-методического уровня воспитательной работы;
  • за совершенствование психолого-педагогической подготовки классных руководителей;

в) организует:

  • взаимодействие классных руководителей-членов методического объединения между собой и с другими подразделениями школы;
  • открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания методического объединения в других формах;
  • изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей;
  • консультации по вопросам воспитательной работы классных руководителей;

г) координирует планирование, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий классных коллективов;

д) содействует становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов

Документация методического объединения

  1. Приказ об открытии МО.
  2. Приказ о назначении на должность руководителя ;методического объединения.
  3. Положение о методическом объединении.
  4. Тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год.
  5. Функциональные обязанности руководителя МО.
  6. Банк данных о классных руководителях методического объединения: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий педагогический стаж, стаж в должности классного руководителя, квалификационная категория, награды, звание, повышение квалификации, домашний адрес, телефон).
  7. Годовой план работы методического объединения.
  8. План-сетка работы МО на каждую четверть.
  9. Протоколы заседаний методического объедине
  10. Аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля, мониторинга воспитания (копии справок, приказов, табли
  11. График повышения квалификации классных руководителей на текущий год.
  12. Сведения о темах самообразования классных руководителей.
  13. График проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и др.
  14. График проведения открытых классных воспитательных мероприятий.
  15. Инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных руководителей.
  16. Материалы «Методическая копилка классного руководителя».

Структура плана методического объединения классных руководителей

  1. Краткий анализ социально-педагогической ситуации развития учащихся-воспитанников и анализ работы МО, проведённой в предыдущем учебном году.
  2. Педагогические задачи объединения.
  3. Календарный план работы методического объединения, в котором отражаются:
    • план заседаний МО;
    • участие МО в общешкольных мероприятиях;
    • другая работа.
  4. Повышение профессионального мастерства классных руководителей:
    • темы самообразования классных руководителей;
    • участие в курсах повышения квалификации;
    • подготовка творческих работ, выступлений, докладов на конференции;
    • работа по аттестации педагогов.
  5. Диагностика профессиональной подготовленности классных руководителей включает изучение следующих направлений: научно-теоретической, методической, психолого-педагогической подготовки. Оцениваются диагностическая, коммуникативная, организационная, научно-методическая деятельность классного руководителя.
  6. Критерии оценки деятельности классного руководителя:
    • система работы с классом;
    • уровень воспитанности учащихся;
    • активность функционирования органов самоуправления;
    • творческая направленность работы классного руководителя;
    • стиль взаимоотношений с учащимися;
    • самообразование классного руководителя.
  7. Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.
  8. Участие в тематическом и персональном контроле за состоянием воспитательного процесса в классе.

СОВЕЩАНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Совещания классных руководителей проводятся один раз в четверть, как правило, в первую неделю четверти. Содержание таких совещаний традиционно:

  • подведение итогов работы классных руководителей за предыдущую четверть;
  • сообщение каждого классного руководителя о наиболее интересном, важном или наиболее удавшемся деле в течение четверти (2-3 мин.);
  • сообщение заместителя директора по воспитательной работе об основных направлениях и основных делах в наступившей четверти;
  • обсуждение основного общешкольного дела (туристический слет, ярмарка, День школы, праздник труда, День культуры и т. п.), форм проведения, заданий классам, сценария и т. п.

Совещания классных руководителей могут проводится отдельно для 1-4-х, 5-9-х, 10-11-х классов.

Педагогический совет по проблемам воспитательной деятельности проводится один раз в год, чаще всего перед началом III четверти.

Каждую четверть классный руководитель принимает участие в малом педсовете по всей параллели, в том числе и по своему классу, на котором обсуждаются успеваемость учащихся, уровень организации классного коллектива, проблемы индивидуального подхода к отдельным учащимся. К такому педсовету классный руководитель должен тщательно подготовиться.

Тематика педагогических совещаний и заседаний методического объединения классных руководителей

  1. Методика изучения уровня воспитанности учащихся и формы ее фиксации.
  2. Методика изучения личности учащихся с целью побуждения ее к самовоспитанию.
  3. Классный час как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя (организация классного часа, темы, формы про­ведения, содержание).
  4. Сотрудничество,  соуправление,  сотворчество как ведущие методы организации воспитательной деятельности.
  5. Общечеловеческие ценности и их место в воспитательном процессе.
  6. Значение изучения личности учащихся в совершенствовании работы по их нравственному воспитанию.
  7. Анализ воспитательного процесса как условие его оптимизации.
  8. Роль деятельности классного руководителя в повышении уровня развития классного коллектива и воспитанности каждого школьника.
  9. Овладение методикой определения уровня воспитанности школьника и выбора путей ее повышения - важное средство оптимиза­ции воспитательного процесса.
  10. Влияние классного коллектива на личность учащихся. Учитель и классный коллектив.
  11. Совершенствование внеучебной воспитательной работы с учащимися на основе индивидуального подхода к ним.
  12. Единство требований педагогического коллектива к поведению учащихся, их умению в своих поступках руководствоваться требо­ваниями сознательной дисциплины.
  13. О воспитательной функции урока.
  14. Педагогическое общение как особый вид творчества.
  15. Организация деятельности школьного и классного коллективов в условиях демократизации школьной жизни
  16. Воспитание ответственности и воспитание ответственностью.
  17. Взаимное общение, сотворчество и соучастие как основные формы воспитательного влияния на ученика в современных условиях.
  18. Работа учителя по воспитанию учащихся на общечеловеческих ценностях.
  19. Воспитание как процесс управления развитием личности.
  20. Проблемы, поиски, находки в воспитательной деятельности педагогического коллектива на современном этапе.
  21. Панорама деятельности воспитательной работы классного руководителя в рамках воспитательной системы учреждения образования
  22. Развитие  личности: опыт, проблемы, поиски.
  23. Должностные обязанности классного руководителя.
  24. Методики изучения личности воспитанника с целью побуждения его к саморазвитию, самовоспитанию, самореализации.
  25. Формы и методы воспитательной деятельности, направленной на подготовку учащихся к жизни в современных условиях.
  26. Единое образовательно-воспитательное пространство как условие развития школьников.
  27. Организация и содержание аналитической деятельности и мониторинг по проблемам воспитания.
  28. Система воспитательной работы классного руководителя на основе диагностики (Из опыта работы).
  29. Воспитательная система как условие творческого сотрудничества детей, педагогов и родителей.
  30. Такт и авторитет учителя.
  31. Права ученика в нашей школе.
  32. Формирование общей культуры школьника.
  33. Учитель и ученик: система взаимоотношений.
  34. Личностно ориентированный подход в воспитании школьников.
  35. Индивидуальная работа с учащимися. Опыт, проблемы.
  36. Воспитательные системы в деятельности классных руководителей.
  37. Воспитание учащихся на уроках.
  38. Содержание и методика воспитательной работы в классе.
  39. Система работы школы по перевоспитанию трудных учащихся.
  40. Повышение уровня воспитанности, критерии воспитанности учащихся.
  41. Личностно-ориентированный образовательный процесс как одно из условий развития одаренности.
  42. Единство урочной, внеурочной и внешкольной работы - основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие.
  43. Роль ученического самоуправления в системе воспитательной работы школы.
  44. Актуальность проблемы творческого развития детей как фактора оптимизации воспитательного процесса.
  45. Воспитательный потенциал системы дополнительного образования: опыт, проблемы, перспективы.
  46. Инновационные процессы в области воспитания.
  47. Педагогические технологии воспитательной работы с учащимися начальной школы.
  48. Психолого-педагогические основы общения с учениками.
  49. Работа классного руководителя с учащимися «зоны риска».
  50. Планирование воспитательной работы с учетом современных  требований.
  51. Новые подходы к проведению родительских собраний.
  52. Роль современных массмедиа в развитии единого воспитательного пространства в условиях модернизации системы образования.
  53. Личностно-деятельный подход к воспитанию детей как условие повышения эффективности воспитательного процесса в современном образовательном учреждении.
  54. От ученического самоуправления к самовоспитанию.

Формы методической работы с классными руководителями

  • Диагностическая анкета
  • Лекционная деятельность
  • Семинары, консультации
  • Семинары-практикумы
  • Круглые столы
  • Мозговой штурм
  • Аукцион методических знаний
  • Методические выставки
  • Выпуск методических бюллетеней
  • Конкурс «Учитель»
  • Обзор методической литературы: « Презентации воспитательной работы лучших классных руководителей»

Разделы сайта