В помощь руководителям школьных МО
Деятельность МО классных руководителей
В системе повышения квалификации педагогов, ведущих организационно-воспитательную работу с классом, важное место принадлежит школьному методическому объединению классных руководителей. Это объединение призвано помочь педагогу повысить теоретический уровень, овладеть новыми, более совершенными методами и приемами воспитания и развития школьников, опытом работы лучших классных руководителей, систематически знакомиться с достижениями науки, с педагогической и научно-популярной литературой.
Методическое объединение классных руководителей – основное научно-структурное подразделение образовательного учреждения, осуществляющее методическую, экспериментальную и исследовательскую работу по воспитанию и развитию учащихся. Оно создается для решения определенной части задач, возложенных на учебное заведение:
- удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
- повышение педагогической квалификации классных руководителей;
- организация и проведение на высоком профессиональном уровне воспитательной, методической и экспериментальной работы;
- совершенствование методики проведения воспитательных мероприятий;
- проведения педагогических экспериментов.
Возглавляет методическое объединение председатель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных классных руководителей по согласованию с членами МО.
Умение руководителя МО хорошо организовать свою управленческую деятельность и воспитательную деятельность классных руководителей с учетом изменений в содержании и технологии воспитательного процесса помогает найти оптимальные способы построения своей работы и добиться высоких результатов в управлении.
Организационно-педагогическая деятельность руководителя МО классных руководителей определяется планом работы.
Осуществление дифференцированного подхода к организации работы методического объединения позволяет учитывать индивидуальные особенности классных руководителей посредством их группировки и организации различного обучения как по содержанию, объему, сложности, так и по формам, методам и приемам. Главными задачами при этом могут быть:
- формирование у детей представлений об образе жизни, достойной человека;
- формирование основных принципов социальных норм общежития;
- воспитание ценностного отношения к природе – дому, в котором живет человечество;
- создание комфортной среды общения;
- создание условий для развития педагогического мастерства, совершенствования системы работы каждого классного руководителя;
- овладение классными руководителями новыми технологиями воспитания;
- знакомство с достижениями педагогической науки, нормативными документами и актами.
Опыт подтверждает целесообразность такой организации работы методического объединения, при которой по обсуждаемой проблеме:
- заслушивается общетеоретическая лекция;
- организуются выступления из опыта работы;
- посещаются внеклассные мероприятия по ознакомлению с передовым опытом практического решения данной проблемы;
- осуществляется широкий обмен мнениями по определению передовых методов и приемов работы;
- все члены методического объединения изучают соответствующую литературу и выполняют практические задания.
Эффективность работы методического объединения, интерес к нему классных руководителей может быть обеспечен лишь при условии использования разнообразных форм работы.
Широко используются такие формы проведения заседаний МО, как: круглые столы, деловые игры, педагогические консилиумы, творческие мастерские, решение педагогических задач, школа передового опыта, школы начинающего классного руководителя, презентация опыта, проблемная школа и др. При этом формы проведения подбираются так, чтобы классный руководитель мог получить не только теоретические знания, но и практические советы, рекомендации, навыки.
В целях развития профессионального мастерства, выявления и распространения опыта классных руководителей в школах проводятся конкурс « Лучший классный руководитель школы», конкурсы на лучшие методические разработки по различным направлениям воспитательной работы, творческие отчеты, презентации, методические недели, которые включают в себя:
- открытые классные часы;
- творческие дела по различным технологиям воспитательной работы;
- презентации книг по теории, практике и методике воспитательной работы;
- смотр творческих лабораторий классных руководителей.
Правовую основу деятельности МО в школе составляет Положение о методическом объединении классных руководителей.
Примерное положение о методическом объединении классных руководителей
- Общие положения
- Методическое объединение классных руководителей – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы.
- Методическое объединение создается при наличии не менее трех классных руководителей.
- Руководство работой методического объединения классных руководителей осуществляет руководитель, а в его отсутствие – секретарь.
- Общий контроль за работой методического объединения осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
- Вся деятельность методического объединения классных руководителей осуществляется на основе педагогического анализа, планирования работы как на текущий год,, так и на перспективу в соответствии с программой развития школы.
- Основные задачи
- Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
- Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.
- Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
- Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных руководителей.
- Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей.
- Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов.
- Содержание и основные направления деятельности
- Проводит проблемный анализ результатов воспитательного процесса.
- Вносит предложения по изменению содержания и структуры внеклассной и внеурочной воспитательной работы в школе, по корректировке требований к минимальному объему и содержанию организационно-воспитательной работы с классом.
- Вносит предложения по организации и содержанию аттестации педагогов, ведущих организационно-воспитательную работу с классом.
- Принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь классным руководителям, учителям, организует их разработку.
- Разрабатывает методические рекомендации для учащихся и их родителей в целях наилучшей организации учебной и воспитательной деятельности классного коллектива, воспитания культуры умственного труда, соблюдения этических и нравственных норм поведения, режима труда и отдыха.
- Организует работу методических семинаров для начинающих, малоопытных классных руководителей.
- Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов.
- Координирует воспитательную деятельность классных руководителей и организует их взаимодействие в педагогическом процессе.
- Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся.
- Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, активных форм и методов воспитательной работы.
- Обсуждает социально-педагогические программы классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей, материалы аттестации классных руководителей.
- Разрабатывает функциональные обязанности классных руководителей и выносит на обсуждение всего педагогического коллектива школы.
- Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей.
Функциональные обязанности руководителя методического объединения классных руководителей(примерные)
Руководитель методического объединения классных руководителей:
а) отвечает:
- за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности методического объединения;
- за пополнение «методической копилки классного руководителя»;
- за своевременное составление документации о работе объединения и проведённых мероприятиях;
б) совместно с заместителем директора по воспитательной работе
- за соблюдение принципов организации воспитательной работы;
- за выполнение классными руководителями их функциональных обязанностей;
- за повышение научно-методического уровня воспитательной работы;
- за совершенствование психолого-педагогической подготовки классных руководителей;
в) организует:
- взаимодействие классных руководителей-членов методического объединения между собой и с другими подразделениями школы;
- открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания методического объединения в других формах;
- изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей;
- консультации по вопросам воспитательной работы классных руководителей;
г) координирует планирование, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий классных коллективов;
д) содействует становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов
Документация методического объединения
- Приказ об открытии МО.
- Приказ о назначении на должность руководителя ;методического объединения.
- Положение о методическом объединении.
- Тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год.
- Функциональные обязанности руководителя МО.
- Банк данных о классных руководителях методического объединения: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий педагогический стаж, стаж в должности классного руководителя, квалификационная категория, награды, звание, повышение квалификации, домашний адрес, телефон).
- Годовой план работы методического объединения.
- План-сетка работы МО на каждую четверть.
- Протоколы заседаний методического объедине
- Аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля, мониторинга воспитания (копии справок, приказов, табли
- График повышения квалификации классных руководителей на текущий год.
- Сведения о темах самообразования классных руководителей.
- График проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и др.
- График проведения открытых классных воспитательных мероприятий.
- Инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных руководителей.
- Материалы «Методическая копилка классного руководителя».
Структура плана методического объединения классных руководителей
- Краткий анализ социально-педагогической ситуации развития учащихся-воспитанников и анализ работы МО, проведённой в предыдущем учебном году.
- Педагогические задачи объединения.
- Календарный план работы методического объединения, в котором отражаются:
- план заседаний МО;
- участие МО в общешкольных мероприятиях;
- другая работа.
- Повышение профессионального мастерства классных руководителей:
- темы самообразования классных руководителей;
- участие в курсах повышения квалификации;
- подготовка творческих работ, выступлений, докладов на конференции;
- работа по аттестации педагогов.
- Диагностика профессиональной подготовленности классных руководителей включает изучение следующих направлений: научно-теоретической, методической, психолого-педагогической подготовки. Оцениваются диагностическая, коммуникативная, организационная, научно-методическая деятельность классного руководителя.
- Критерии оценки деятельности классного руководителя:
- система работы с классом;
- уровень воспитанности учащихся;
- активность функционирования органов самоуправления;
- творческая направленность работы классного руководителя;
- стиль взаимоотношений с учащимися;
- самообразование классного руководителя.
- Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.
- Участие в тематическом и персональном контроле за состоянием воспитательного процесса в классе.
СОВЕЩАНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Совещания классных руководителей проводятся один раз в четверть, как правило, в первую неделю четверти. Содержание таких совещаний традиционно:
- подведение итогов работы классных руководителей за предыдущую четверть;
- сообщение каждого классного руководителя о наиболее интересном, важном или наиболее удавшемся деле в течение четверти (2-3 мин.);
- сообщение заместителя директора по воспитательной работе об основных направлениях и основных делах в наступившей четверти;
- обсуждение основного общешкольного дела (туристический слет, ярмарка, День школы, праздник труда, День культуры и т. п.), форм проведения, заданий классам, сценария и т. п.
Совещания классных руководителей могут проводится отдельно для 1-4-х, 5-9-х, 10-11-х классов.
Педагогический совет по проблемам воспитательной деятельности проводится один раз в год, чаще всего перед началом III четверти.
Каждую четверть классный руководитель принимает участие в малом педсовете по всей параллели, в том числе и по своему классу, на котором обсуждаются успеваемость учащихся, уровень организации классного коллектива, проблемы индивидуального подхода к отдельным учащимся. К такому педсовету классный руководитель должен тщательно подготовиться.
Тематика педагогических совещаний и заседаний методического объединения классных руководителей
- Методика изучения уровня воспитанности учащихся и формы ее фиксации.
- Методика изучения личности учащихся с целью побуждения ее к самовоспитанию.
- Классный час как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя (организация классного часа, темы, формы проведения, содержание).
- Сотрудничество, соуправление, сотворчество как ведущие методы организации воспитательной деятельности.
- Общечеловеческие ценности и их место в воспитательном процессе.
- Значение изучения личности учащихся в совершенствовании работы по их нравственному воспитанию.
- Анализ воспитательного процесса как условие его оптимизации.
- Роль деятельности классного руководителя в повышении уровня развития классного коллектива и воспитанности каждого школьника.
- Овладение методикой определения уровня воспитанности школьника и выбора путей ее повышения - важное средство оптимизации воспитательного процесса.
- Влияние классного коллектива на личность учащихся. Учитель и классный коллектив.
- Совершенствование внеучебной воспитательной работы с учащимися на основе индивидуального подхода к ним.
- Единство требований педагогического коллектива к поведению учащихся, их умению в своих поступках руководствоваться требованиями сознательной дисциплины.
- О воспитательной функции урока.
- Педагогическое общение как особый вид творчества.
- Организация деятельности школьного и классного коллективов в условиях демократизации школьной жизни
- Воспитание ответственности и воспитание ответственностью.
- Взаимное общение, сотворчество и соучастие как основные формы воспитательного влияния на ученика в современных условиях.
- Работа учителя по воспитанию учащихся на общечеловеческих ценностях.
- Воспитание как процесс управления развитием личности.
- Проблемы, поиски, находки в воспитательной деятельности педагогического коллектива на современном этапе.
- Панорама деятельности воспитательной работы классного руководителя в рамках воспитательной системы учреждения образования
- Развитие личности: опыт, проблемы, поиски.
- Должностные обязанности классного руководителя.
- Методики изучения личности воспитанника с целью побуждения его к саморазвитию, самовоспитанию, самореализации.
- Формы и методы воспитательной деятельности, направленной на подготовку учащихся к жизни в современных условиях.
- Единое образовательно-воспитательное пространство как условие развития школьников.
- Организация и содержание аналитической деятельности и мониторинг по проблемам воспитания.
- Система воспитательной работы классного руководителя на основе диагностики (Из опыта работы).
- Воспитательная система как условие творческого сотрудничества детей, педагогов и родителей.
- Такт и авторитет учителя.
- Права ученика в нашей школе.
- Формирование общей культуры школьника.
- Учитель и ученик: система взаимоотношений.
- Личностно ориентированный подход в воспитании школьников.
- Индивидуальная работа с учащимися. Опыт, проблемы.
- Воспитательные системы в деятельности классных руководителей.
- Воспитание учащихся на уроках.
- Содержание и методика воспитательной работы в классе.
- Система работы школы по перевоспитанию трудных учащихся.
- Повышение уровня воспитанности, критерии воспитанности учащихся.
- Личностно-ориентированный образовательный процесс как одно из условий развития одаренности.
- Единство урочной, внеурочной и внешкольной работы - основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие.
- Роль ученического самоуправления в системе воспитательной работы школы.
- Актуальность проблемы творческого развития детей как фактора оптимизации воспитательного процесса.
- Воспитательный потенциал системы дополнительного образования: опыт, проблемы, перспективы.
- Инновационные процессы в области воспитания.
- Педагогические технологии воспитательной работы с учащимися начальной школы.
- Психолого-педагогические основы общения с учениками.
- Работа классного руководителя с учащимися «зоны риска».
- Планирование воспитательной работы с учетом современных требований.
- Новые подходы к проведению родительских собраний.
- Роль современных массмедиа в развитии единого воспитательного пространства в условиях модернизации системы образования.
- Личностно-деятельный подход к воспитанию детей как условие повышения эффективности воспитательного процесса в современном образовательном учреждении.
- От ученического самоуправления к самовоспитанию.
Формы методической работы с классными руководителями
- Диагностическая анкета
- Лекционная деятельность
- Семинары, консультации
- Семинары-практикумы
- Круглые столы
- Мозговой штурм
- Аукцион методических знаний
- Методические выставки
- Выпуск методических бюллетеней
- Конкурс «Учитель»
- Обзор методической литературы: « Презентации воспитательной работы лучших классных руководителей»